Спорный бренд отсутствовал в кассовых чеках

22 февраля 2024
Суд по интеллектуальным правам на заседании 21 февраля 2024 года рассмотрел дело № А41-5317/2023. Кассационные жалобы подали ИП Гармашова А.А., ИП Мартиросян В., ИП Седогиной Е.С. по исковому заявлению ИП Саградяна В.С. о запрете использования товарных знаков, о взыскании компенсации.

Существо претензии заключалось в требовании истца запретить использование обозначения «VARDA» в доменном имени «varda-tm.com», при оформлении интернет-сайта, расположенного на указанном домене, на страницах в соцсетях, и в других каналах коммуникации, применяемых для предложения к продаже и продажи товаров 25-го класса (бельё нижнее, береты, блузы, боди, брюки, бюстгальтеры, изделия спортивные трикотажные, корсажи, купальники и т.д.).

Саградян В.С. является правообладателем товарного знака «VARDA» и с 2007 года осуществляет деятельность по производству меховых изделий, иной одежды, в том числе с 2017 года с использованием обозначения «VARDA». Правообладателю стало известно о том, что ответчики без его согласия используют обозначение, сходное с его товарным знаком. Учитывая доказанность факта продажи товаров в сентябре–ноябре 2019 г. на сумму 8 000 000 рублей, достаточное обоснование размера компенсации и отсутствие опровергающих его доказательств, суд первой инстанции взыскал солидарно компенсацию в двукратном размере стоимости контрафактных товаров, что составляет 16 000 000 рублей.

Суд по интеллектуальным правам установил, что заявители кассации не оспаривают выводы судов первой и апелляционной инстанций о принадлежности истцу исключительных прав на защищаемые товарные знаки, о сходстве используемого для индивидуализации товаров обозначения с товарными знаками истца, о применимом законодательстве. В кассационной жалобе указывалось, что суды пришли к необоснованному выводу об однородности товаров, реализуемых истцом и ответчиками, поскольку они относятся к разным слоям одежды, а вхождение товаров в один класс МКТУ не свидетельствует об однородности.

СИП счёл, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об их однородности, поскольку товары относятся к одному роду – одежда, имеют одно и то же назначение, общий круг потребителей, общие условия реализации. Отнесение товаров к различным слоям одежды не имеет правового значения для определения однородности товаров.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы Седогиной Е.С. о неправомерном взыскании компенсации в размере 1 000 000 рублей, СИП отметил следующее. Суд первой инстанции согласился с размером компенсации, определенным истцом, с учетом длительного срока незаконного использования Седогиной Е.С. сходного с защищаемыми товарными знаками обозначения, грубого характера нарушения, а также с учетом того обстоятельства, что продажа контрафактного товара является существенной частью ее хозяйственной деятельности. Переоценка указанных выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

В качестве фактов использования трех защищаемых товарных знаков истец заявил о продаже товаров, маркированных сходным обозначением, в сентябре–ноябре 2019 г. на сумму 8 000 000 рублей. Для расчета компенсации истец использовал реестр продаж кассы магазина «VARDA» за сентябрь–ноябрь 2019 г., где обозначение «VARDA» используется как «имя кассы». В реестре также имеется графа «посмотреть чек». Кассовые чеки, содержащие спорное обозначение, или иные доказательства продажи товаров, маркированных спорным обозначением, в материалы дела не представлены. Без исследования этих доказательств невозможно сделать вывод о наличии оснований для взыскания компенсации и ее размере.

СИП пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты не могут быть признаны соответствующими требованиям АПК РФ в части взыскания с Мартиросян В. и Гармашова А.А. компенсации в размере 16 000 000 рублей, поскольку суды не установили все юридические значимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу, не произвели полную и надлежащую оценку представленных в материалы дела доказательств.

Дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит устранить указанные недостатки, исследовать и оценить существенные для правильного рассмотрения дела и входящие в предмет доказывания обстоятельства. Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области. В остальной части решения оставить в силе.