Товарные знаки с элементом «Байкал»

25 января 2024
На заседании, которое состоялось 23 января 2024 года, Коллегия Роспатента рассмотрела возражение Производственной компанией "Байкал" (далее – заявитель). Компания возражала против отказа в регистрации товарного знака Legend of Baikal.

Причиной отказа стало сходство до степени смешения с серией товарных знаков и ранее заявленных обозначений, в состав которых входят словесные элементы "БАЙКАЛ", "BAIKAL". В решении приводится более 50 товарных знаков, содержащих указанные элементы.

По мнению заявителя, сходства между заявленным обозначением и противопоставленными товарными знаками не усматривается в силу разницы их фонетики, семантики и графики. Заявитель использует обозначение "Legend of Baikal" и его русскоязычный аналог "Легенда Байкала" начиная с 2004 года, осуществляет ряд волонтерских программ, связанных с озером "Байкал", известен в гражданском обороте.

Также в возражении указывается на неправомерность ссылки экспертизы на нарушение права юридических лиц на фирменное наименование со словесным элементом "Байкал" при регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в силу большого количества юридических лиц, включающих в свой состав спорный словесный элемент.

Коллегия сочла приведенные в возражении доводы неубедительными. Смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения. Добавление к товарному знаку, принадлежащему иному лицу, уточняющего или характеризующего слова не делает это обозначение не сходным до степени смешения с данным товарным знаком. Не может быть признано полное отсутствие сходства обозначений при наличии одного полностью совпадающего словесного элемента, являющегося единственным словесным элементом противопоставленного товарного знака и одним из словесных элементов спорного товарного знака. Коллегия пришла к выводу о наличии высокой степени сходства заявленного обозначения и противопоставленных средств индивидуализации. Факт использования обозначения до даты подачи заявки на товарный знак иным производителем не свидетельствует о возможности введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара.

Коллегия сохранила мнение о возможности смешения с противопоставленными товарными знаками, и отказала в удовлетворении возражения.