«УМКА» возвращается в «Союзмультфильм»

23 ноября 2021
«Союзмультфильм» продолжает активную деятельность по возврату «золотой коллекции» персонажей в свой портфель брендов. Персонаж «Умка» является наиболее часто заимствуемым. Как упоминали ранее юристы компании, первоначальный список заимствований составлял 45 пунктов. Коллегия Роспатента на заседании, состоявшемся 22 ноября 2021 года, прекратила защиту товарных знаков, основанных на использовании указанного персонажа: «УМКА - Нежная забота с первых дней жизни», «УМКА - Нежная забота с первых дней», «УМКА - Нежная забота с первых дней жизни УМКА».
Спорные товарные знаки были зарегистрированы в 2021 году на имя ООО «Белая мануфактура», г. Нижний Новгород. В поступившем возражении выражено мнение о том, что регистрация произведена с нарушением требований законодательства, в частности:
- словесный элемент «УМКА» оспариваемого товарного знака тождественен названию аудиовизуального произведения – мультипликационного фильма «Умка» (1969г.) и названию персонажа «УМКА» (1983г.) мультипликационных фильмов «Умка» (1969г.) и «Умка ищет друга» (1970 г.), право использования которыми обладает лицо, подавшее возражение;
- ООО «Союзмультфильм», ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» и их правопредшественники не давали разрешение ООО «Белая мануфактура» использовать имя персонажа «Умка» мультипликационных фильмов «Умка» (1969г.) и «Умка ищет друга» (1970 г.).

Правообладатель представил отзыв, доводы которого сводятся к следующему:
- лицом, подавшим возражение, не доказана заинтересованность в подаче настоящего возражения;
- анализ оспариваемого товарного знака с мультипликационными фильмами «Умка» и «Умка ищет друга» и их персонажем белым медвежонком «УМКА, показал, что авторское право на слово «УМКА» возникло задолго до даты создания мультипликационных фильмов «Умка» и «Умка ищет друга». Так, значение слова «умка» (умка – самец белого медведя у народов севера) содержится в Корякско-русском словаре, изданного в 1960 г. тиражом 100000 экз.

Роспатент отметил, что сопоставительный анализ образа медвежонка Умки, являющегося персонажем указанных выше аудиовизуальных произведений, и изобразительного элемента оспариваемого товарного знака показал, что это изображение может быть воспринято, как персонаж указанных выше аудиовизуальных произведений. Несмотря на то, что в изображение медвежонка оспариваемых товарных знаков добавлены элементы одежды, в данном изображении сохранены характерные черты мультипликационного персонажа медвежонка по имени Умка.

При этом материалы дела не содержат документов, подтверждающих принадлежность правообладателю исключительных авторских прав на названия аудиовизуальных произведений «Умка» и «Умка ищет друга» и персонажа белого медвежонка «УМКА», как части аудиовизуальных произведений. В оспариваемом знаке, при наличии изобразительного элемента, слово «Умка» однозначно воспринимается как имя персонажа мультфильмов «Умка» и «Умка ищет друга». Изложенное выше позволило коллегии признать возражение правомерным и прекратить защиту товарных знаков.