Патент недействителен из-за неполного описания изобретения

28 мая 2021
Роспатент признал недействительным патент, выданный на блокчейн-платформу интеллектуальной собственности.
Ранее патент на изобретение «Комплекс управления интеллектуальной собственностью - блокчейн-платформа интеллектуальной собственности» был выдан по заявке №2019107727/28 с приоритетом от 18.03.2019 на Лахтина Виктора Владимировича (далее - патентообладатель).

Комплекс включает биржу криптовалют и содержащий один или более компьютеров с программным обеспечением на базе блокчейн-платформы с электронным банком ИС, связанным с регистрирующими объекты ИС мировыми базами данных, обеспечивающей автоматический международный поиск объектов ИС через электронный банк. Поиск и передача объектов ИС осуществляется на основе смарт-контракта в обмен на электронную денежную единицу (токены, коины) посредством команды на платформу «Эфириум» со смартконтрактами в пользовательском интерфейсе и отправки денежной единицы электронной платежной системе агента, страхового фонда и собственника объекта ИС с присвоением денежной единице кода, идентичного идентифицирующему коду объекта ИС в каталогизаторе.

Против выдачи данного патента подала возражение Ассоциации «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности». В возражении указано, что в описании изобретения отсутствует техническое описание понятия интеллектуальной собственности, для управления которой предназначено предложенное устройство. Единственным описанием базовой технической сущности изобретения является указание на то, что комплекс построен на базе криптовалютной блокчейн платформы. Данная платформа не является объектом материального воплощения и относится к алгоритмам обработки данных. Признаки описываемого комплекса не характеризуют действия над материальными объектами с помощью материальных средств, представляют собой совокупность описаний абстрактных нематериальных понятий и правил интеллектуальной деятельности.

Коллегия Роспатента отметила, что в материалах патента не раскрыта возможность предоставления информации о зарегистрированных патентах в связи с проведением автоматического поиска. Как следствие, материалы патента не раскрывают, каким образом возможно получить информацию об аналогах. Таким образом, материалы патента не содержат в себе сведений, раскрывающих возможность реализации основных особенностей работы рассматриваемого решения и представления информации об интеллектуальной собственности, которой управляют.

В результате проведенного выше анализа, можно сделать вывод, что в материалах заявки, по которой был выдан оспариваемый патент, решение не раскрыто с полнотой, достаточной для его осуществления. Коллегия удовлетворила возражение, признав спорный патент недействительным.