Солнце или ракушка?

27 октября 2020
“Солнце синим не бывает”, - резюмировала Коллегия Роспатента на заседании 26 октября 2020 года, и по требованию нефтяной компании Shell прекратила охрану графического товарного знака, принадлежавшего ООО “Славянск ЭКО”, по причине сходства брендов до степени смешения.
Спорный товарный знак представлял собой полукруг с лучами синего цвета, в верхней части которого помещена черная капля. Он был зарегистрирован за российской компанией в августе 2017 года. Товарный знак Shell хорошо известен многим - стилизованное изображение ракушки, а именно раковины морского гребешка, в виде полукруга, с желтыми лучами на красном фоне. Часто встречается исполнение в черно-белом варианте.
 
Шелл Брэндс Интернэшнл АГ, Швейцария, подала возражение в июле 2020 года, приведя, в частности, следующие доводы:
- оспариваемый знак сходен до степени смешения с товарными знаками лица, подавшего возражение, имеющими более ранний приоритет;
- совпадающими признаками сходства сравниваемых товарных знаков являются следующие: 1) внешняя форма - верхний полукруг, нижняя ломаная линия, расходящиеся веером лучи; 2) наличие симметрии - вертикальная ось симметрии; 3) смысловое значение - стилизованное изображение раковины морского гребешка; 4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное) - стилизованное изображение раковины с одинаковой композицией; 5) сочетание цветов и тонов - несмотря на различие цветовой гаммы в рассматриваемых знаках, в данном случае это не имеет принципиального значения, поскольку у компании Шелл имеется регистрация в черно-белом исполнении;
- товары, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, идентичны либо относятся к одной родовой категории товаров и услуг и являются однородными.
 
В возражении приводится ряд интересных фактов о нефтяной корпорации. Так, компания "Ройял Датч Шелл" (Royal Dutch Shell), крупнейшая нефтегазовая и 11-я крупнейшая публичная компания в мире, была создана в 1907 г., но история компании уходит в начало XIX века и начинается с антикварного магазина в Лондоне, где семейство Сэмюэлей торговало морскими ракушками. Сегодня "Шелл" - одна из крупнейших энергетических компаний мира. Средняя численность ее штата составляет 92 000 человек. Компания ведет работы в более чем 70 странах мира. Штаб-квартира концерна находится в Гааге, Нидерланды. По версии Brand Finance 2019 логотип получил рассчитанную стоимость бренда в 42,3 миллиарда долларов США и 26 место из 500 мировых наиболее ценных брендов. По состоянию на июль 2006 года в мире насчитывалось более 46 000 заправочных станций Шелл в более чем 90 странах. Сегодня у Шелл 44 000 заправочные станции по всему миру в более чем 70 странах. Шелл имеет более 300 заправочных станций по всей России. Также были предоставлены результаты социологического исследования 2015 года, согласно которому 91,7% опрошенных знакомо обозначение в отношении автомобильного масла и бензина.
 
Правообладатель привел ряд возражений, в том числе указав, что довод возражения о семантическом сходстве сравниваемых знаков не обоснован и является субъективным мнением лица, подавшего возражение. Правообладатель настаивал, что оспариваемый знак может восприниматься потребителем не как изображение ракушки, а, например, как стилизованное изображение восхода солнца. Товары и услуги, в отношении которых предоставлены охрана, не являются однородными, т.к. деятельность правообладателя связана с предоставлением услуг по обслуживанию автомобилей. Компания работает более 25 лет, в штат входит более 3000 сотрудников.
 
Коллегия Роспатента пришла к выводу о сходстве товарных знаков, что обусловлено следующими факторами.
 
Сравниваемые обозначения ассоциируются между собой благодаря тому, что сравниваемые обозначения имеют похожую внешнюю форму, вертикальную ось симметрии, одинаковое композиционное построение – внутри фигуры, внешний контур которой имеет округлую веерообразную форму, расположены расходящиеся четырехугольные элементы разной длины в виде лучей, расширяющихся в верхней части. Имеющиеся отдельные отличия (стилизованное изображение капли и разная цветовая гамма) не оказывают в данном случае существенного влияния на вывод о различии знаков.
 
Роспатент также отметил, что оба знака могут быть восприняты как стилизованное изображение створки морской раковины “гребешка”. В отношении довода правообладателя о том, что оспариваемый товарный знак представляет собой стилизованное изображение восхода солнца, а не морской раковины, было указано, что такое восприятие обозначения потребителем является маловероятным, учитывая выполнение лучей в синем цвете.
 
По поводу спорной однородности товаров и услуг российской компании и международной нефтяной компании было отмечено, что это не препятствует возникновению у потребителя представления о принадлежности этих товаров и услуг одному и тому же изготовителю.
 
Роспатент удовлетворил возражение корпорации Shell, и признал недействительным предоставление правовой охраны спорному товарному знаку.