Роспатент отказывается признать «ДОШИРАК» общеизвестным товарным знаком

29 июля 2020
Роспатент 28.07.2020 подал кассационную жалобу на решение Суда по интеллектуальным правам, обязывающее зарегистрировать товарный знак «Доширак» в качестве общеизвестного.

СИП принял решение о признании «Доширака» общеизвестным товарным знаком 27.05.2020. В решении по делу, в частности, указывается, что иностранное лицо PALDO Co.Ltd. (далее – компания) обратилось в СИП с заявлением о признании недействительным решения Роспатента об отказе признать обозначение «ДОШИРАК» общеизвестным товарным знаком.

Первый раз компания запросила признать товарный знак общеизвестным в 2018 году, представив в Роспатент комплект документов, включающих, в том числе, перечень контрагентов, копии договоров поставки, копии отчетов о рекламных мероприятиях, аналитические данные о доле рынка лапши быстрого приготовления, дипломы премии «Товар года» 2014–2018 годов, сведения о товарных знаках, зарегистрированных на имя заявителя в других странах, копии анкет — опросных листов социологического исследования.

Роспатент констатировал, что лапша «ДОШИРАК», производство которой осуществляется в России, широко распространена в торговых предприятиях России, занимает значительную долю рынка лапши быстрого приготовления. Так, Роспатентом в качестве подтверждения высокого уровня известности обозначения «ДОШИРАК» учтены представленные заявителем сведения об осуществлении обществом с ограниченной ответственностью «Доширак Рус» деятельности, направленной на продвижение продукции, путем заключения соответствующих агентских соглашений, а также участия в выставках. Роспатент также принял во внимание, что к письму общества с ограниченной ответственностью «Доширак Рус» от 31.05.2019 о рекламе были приложены таблицы, подтверждающие значительные затраты на рекламу продукции «ДОШИРАК» за 2012–2018 годы. Роспатент констатировал, что потребители знакомы с лапшой быстрого приготовления «ДОШИРАК», видели данною продукцию в магазине, потребляли ее, а также узнали о ней из рекламы. Вместе с тем процент респондентов, которые ассоциируют заявленное обозначение непосредственно с товарами компании-заявителя является низким (1,1 %).

По результатам анализа каждого из представленных материалов отдельно и в их совокупности Роспатент пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для вывода об известности заявленного обозначения «ДОШИРАК» в отношении товаров заявителя, как следствие, заявленное обозначение не отвечает требованиям общеизвестного товарного знака. Компания, полагая, что решение Роспатента от 13.12.2019 не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы, обратилось в Суд по интеллектуальным правам.

По мнению компании, нормы международного и национального права, а также актуальная правоприменительная практика, в том числе судебная, не предусматривает необходимость доказывания известности конкретного заявителя, обратившегося в компетентный орган с заявлением о признании его обозначения общеизвестным товарным знаком.

СИП отметил, что Роспатент пришел к выводу о том, что указанное обозначение не ассоциируется потребителями с компанией-заявителем, что согласно оспариваемому решению и послужило фактически единственным мотивом для отказа.

Оценив доводы сторон по указанному вопросу, суд пришел к следующим выводам. Как отмечено в Парижской конвенции и в резолюциях Международной ассоциации по охране интеллектуальной собственности, общеизвестным товарным знаком признается знак (обозначение), известный большой части тех лиц, которые вовлечены в производство или использование соответствующих товаров, и очевидным образом ассоциирующийся с такими товарами как происходящими из определенного источника.

В соответствии со статьей 2 Рекомендаций ВОИС при подготовке заключения о том, является ли знак общеизвестным, компетентный орган должен принимать во внимание любые обстоятельства, на основании которых можно сделать вывод о том, что знак является общеизвестным. Для вывода о том, что заявленное обозначение является общеизвестным, правовое значение имеют его известность и узнаваемость фактическими и/или потенциальными потребителями того вида товаров и/или услуг, для которых используется знак; лицами, участвующими в обеспечении каналов распространения того вида товаров и/или услуг, для которых используется знак; деловыми кругами, занимающимися тем видом товаров и/или услуг, для которых используется знак и ассоциирование с источником происхождения товаров (оказания услуг) с использованием этого средства индивидуализации. Длительность такого использования может быть лишь одним из факторов, но не единственным и не решающим фактором, который влияет на формирование определенного представления в сознании потребителей в отношении заявленного обозначения.

На основании приведенных положений суд пришел к выводу о том, что общеизвестность товарного знака может определяться не только в отношении конкретного производителя, но в отношении лица, воспринимаемого в качестве источника происхождения товаров. Таким источником может быть как сам правообладатель, так и иные лица, входящие в группу лиц с правообладателем, если потребители ассоциируют заявленное обозначение с одним из указанных лиц и могут полагать, что такие лица связаны между собой. Из оспариваемого решения Роспатента следует, что заявленное обозначение ассоциируется абсолютным большинством потребителей (73,1 % респондентов) с обществом «Доширак Рус». Роспатент в оспариваемом решении установил, что общество «Доширак Рус» является дочерним обществом компании-заявителя, его лицензиаром и эксклюзивным дистрибьютором продукции «ДОШИРАК». Данные обстоятельства, по мнению коллегии судей, явным образом свидетельствуют о том, что потребители ассоциируют заявленное обозначение с источником происхождения товаров «лапша быстрого приготовления», который включает компанию-заявителя и общества «Доширак Рус», «Доширак Коя» и «Доширак Рязань».

Выявленный Роспатентом низкий уровень знаний потребителей непосредственно о компании-заявителе как о «коммерческом источнике происхождения рассматриваемых товаров», а также вывод о недоказанности позиционирования лапши «ДОШИРАК» на российском рынке как продукта корейской компании-заявителя, сами по себе не могли являться основанием для вывода о недоказанности заявителем широкой известности в Российской Федерации заявленного обозначения.

СИП обязал Роспатент произвести регистрацию на имя иностранного лица PALDO Co. Ltd товарного знака «ДОШИРАК» в качестве общеизвестного.