“Традиции Сибири” - не то же самое, что “Сибирь”

29 июня 2020
На заседании коллегии Роспатента, состоявшемся 26 июня 2020 года, рассматривалось возражение АО “СИБИРЬ” против отказа в регистрации товарного знака “Традиции Сибири”.
Заявка №2019712103 на регистрацию в качестве товарного знака словесного обозначения "Традиции Сибири" была подана в Роспатент 20.03.2019. Роспатент отказал в регистрации, так как заявленное словесное обозначение, по мнению Роспатента, было сходным до степени смешения со словесным товарным знаком "СИБИРЬ", а также со словесным элементом "SIBIRSKAYA" комбинированного товарного знака (графические элементы и словесное обозначение).

Заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, приведя, в частности, следующие доводы:
- заявленное обозначение представляет собой словосочетание, поэтому оно не может быть семантически сходно с отдельно входящими в него словесными элементами;
- логическое ударение в словосочетании "Традиции Сибири" падает на слово "Традиции", так как словесный элемент "Сибири" является зависимым словом, а словесный элемент "Традиции" - главным словом;
- словесные элементы "СИБИРЬ, Сибирская/SIBIRSKAYA" входят в состав многочисленных товарных знаков, зарегистрированных в отношении товаров 33 класса МКТУ, в связи с чем данные элементы являются слабыми и утратили свою различительную способность;
- в рассматриваемом обозначении словесный элемент "Сибири" визуально никак не доминирует, следовательно, нет оснований для проведения "разбивки" словосочетания "Традиции Сибири" на два отдельных словесных элемента;
- словесное обозначение "Традиции Сибири" не являются сходными до степени смешения с противопоставленными товарными знаками семантически, фонетически и визуально, производят на потребителей различное друг от друга впечатление;
- одновременное использование заявленного обозначения и противопоставленных ему товарных знаков "СИБИРЬ", "SIBIRSKAYA" в гражданском обороте не способно вызвать у потребителей ложное представление о принадлежности заявленного обозначения правообладателям противопоставленных товарных знаков, поскольку на данный момент на рынке помимо продукции, маркированной противопоставленными знаками, реализуется ряд брендов алкогольной продукции, в наименование которой входят словосочетания со словесным элементом "Сибирь" (образованными от него словами).
Коллегия Роспатента отметила, что заявленное обозначение по заявке №2019712103 представляет собой словесное обозначение "Традиции Сибири", выполненное в одну строку стандартным шрифтом строчными буквами русского алфавита, при этом первые буквы слов "Т", "С" - заглавные. Правовая охрана обозначению испрашивается в отношении товаров 33 класса МКТУ (алкоголь).
 
Сравнительный анализ заявленного обозначения "Традиции Сибири" и противопоставленных товарных знаков со словесными элементами "Сибирь", "SIBIRSKAYA" показал, что данные обозначения включают в себя словесный элемент "Сибирь" и производные от него, слово "Сибири" (в родительном падеже), слово "SIBIRSKAYA" (прилагательное, образованное от слова "Сибирь"). Вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о сходстве сравниваемых товарных знаков в целом. Данный вывод основывается на том, что заявленное обозначение представляет собой единое и неделимое словосочетание, состоящее из двух значимых словесных элементов, придающих ему иное, отличное от словесных элементов противопоставленных знаков, звучание, смысловое и визуальное восприятие. С точки зрения фонетики, словесные элементы сравниваемых товарных знаков не совпадают по большинству признаков фонетического сходства: имеют разное количество слогов, букв, гласных, согласных, а также разное местоположение совпадающей части в составе обозначений. Ни один из противопоставленных товарных знаков не имеет фонетического воспроизведения, сходного с произношением словесной части заявленного обозначения ("Тра-ди-ции-Си-би-ри"). Визуально словесные элементы сравниваемых товарных знаков также производят разное общее зрительное впечатление за счет разного словесного и буквенного состава.
 
Сопоставляемые словесные элементы не сходны по смысловому фактору сходства на основании следующего. Заявленное обозначение представляет собой словосочетание "Традиции Сибири", в котором существительные "Традиции" и "Сибири" связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Семантика, заложенная в словосочетание "Традиции Сибири", будет вызывать у потребителя ассоциации с товарами, произведенными с учетом опыта, навыков, способов, устоев, традиций (например, по традиционным рецептам) характерных для территории Сибири. В свою очередь словесный элемент "Сибирь" противопоставленных знаков и образованное от него прилагательное "SIBIRSKAYA", входящее в состав этикетки, будут восприниматься потребителями в их прямом значении, то есть как обширный географический регион, определенная территория Российской Федерации и товар, изготовленный на данной территории.
 
Таким образом, заявленное обозначение "Традиции Сибири" обладает семантикой, отличной от словесных элементов "Сибирь"/"SIBIRSKAYA", поскольку способно порождать различные ассоциации, позволяющие потребителю отличать источник происхождения продукции. Изложенный анализ приводит к выводу о несходстве заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков друг с другом в целом и, как следствие, об отсутствии принципиальной возможности возникновения у потребителя представления о принадлежности соответствующих однородных товаров, индивидуализируемых сравниваемыми знаками, одному производителю.
 
Коллегия удовлетворила возражение заявителя и поручила зарегистрировать товарный знак "Традиции Сибири".