Возмещение НДС при покупке товаров у банкрота

23 декабря 2019
КС РФ признал неконституционной норму, которая препятствует возмещению НДС при покупке товара у компании-банкрота. Оспаривался подпункт 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 41-П отмечается, что поводом к рассмотрению дела явился запрос Арбитражного суда Центрального округа Москвы. Запрос указывал, что подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ предусматривает, что операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения НДС.

Далее материалы дела сообщают, что компания приобрела товар у другого юридического лица, признанного банкротом. Продавец выставил покупателю счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС, которую покупатель заявил к вычету в уточненной декларации по НДС за IV квартал 2016 года. Однако налоговая служба доначислила НДС.

Заявитель попросил проверить спорную норму на соответствие Конституции Российской Федерации, обратив внимание на то, что покупатели продукции компаний-банкротов не могут применять налоговые вычеты в отношении сумм НДС, которые были ему предъявлены продавцом.

КС РФ, в частности, отметил, что момент, с которого прекращается хозяйственная деятельность должника, признанного банкротом, закон прямо не устанавливает, притом что на любом этапе процедуры банкротства в распоряжении должника может сохраняться продукция, ранее изготовленная им в процессе хозяйственной деятельности. Процедура банкротства, не исключая конкурсного производства с формированием конкурсной массы для продажи имущества должника, сама по себе не прерывает его хозяйственной деятельности и оставляет за ним право продолжать по возможности производство товаров, выполнение работ, оказание услуг. Кредиторы же, включая налоговые органы, могут не только потребовать на своем собрании прекратить эту деятельность, но и принять решение о ее продолжении в рамках установленных процедур, поскольку она совместима с их интересами.

Покупатель ставится в уязвимую с точки зрения налоговых последствий ситуацию, если должники-банкроты, реализуя продукцию, изготовленную в процессе текущей хозяйственной деятельности, выделяют налог на добавленную стоимость в счетах-фактурах, а покупатель, произведя оплату продукции с учетом этих сумм, рассматривается налоговым органом как не имеющий права на получение вычета, несмотря на то что счет-фактура с выделенной в нем суммой налога на добавленную стоимость, по общему правилу, является специальным документом, дающим такое право.

Следовательно, покупатель фактически несет бремя налога на добавленную стоимость как при оплате приобретенной продукции (безотносительно к тому, поступают ли далее суммы этого налога в бюджет от продавца), так и при последующей реализации своей продукции (поскольку не может воспользоваться вычетом, предусмотренным в таких случаях по общему правилу), что ведет к двойному налогообложению.

КС РФ признал неконституционным подпункт 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации и обязал внести соответствующие изменения в законодательство. До внесения изменений данный пункт не подлежит применению. Покупатели продукции компании – банкрота имеют право на вычет, если не будет установлено, что его сумма заведомо для ее конкурсного управляющего и для покупателя указанной продукции не могла быть уплачена в бюджет.