Споры с госкорпорациями и СРО хотят перевести в суды общей юрисдикции

23 мая 2013
Государственная дума одобрила в первом чтении Кодекс административного судопроизводства РФ.
 
Документ был внесен в Госдуму Президентом РФ в марте 2013г. и прошел первое чтение 21 мая 2013 г.
 
Согласно пояснительной записке, Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает судебную процедуру рассмотрения дел, в которых субъекты фактически равноправны. В то же время в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство их субъектов, в связи с чем требуется иная методология по рассмотрению и разрешению дел.
 
Так, в целях обеспечения в административном судопроизводстве надлежащей состязательности и равноправия сторон, в проекте делается акцент на активную роль суда при разрешении дела. К примеру, при необходимости суд вправе сам истребовать доказательства, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) суд вправе выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований.
 
Активная роль суда в административном судопроизводстве проявляется при реализации других принципов судопроизводства. В частности, специфика принципа диспозитивности в административном судопроизводстве предполагает, в отличие от гражданского судопроизводства, контроль суда за развитием всего судебного процесса и за некоторыми действиями участвующих в деле лиц, в том числе по распоряжению материальным правом (контроль за заключением соглашения о примирении, отказом от предъявленных требований, признанием требований, предъявлением встречных требований).
 
Согласно проекту КАС, суды общей юрисдикции будут рассматривать следующие административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
3) об оспаривании решений, действий (бездействия) организаций, наделенных федеральными законами отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе государственных корпораций и саморегулируемых организаций;
4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также – экзаменационные комиссии);
6) об оспаривании решений, действий (бездействия), касающихся государственной службы;
7) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
 
В настоящее время наибольшей проблемой проекта можно считать положение, по которому споры с государственными корпорациями и СРО будут переведены в суды общей юрисдикции. В настоящее время, согласно гл. 24 п. 8 ст. 225-1 АПК РФ указанная категория дел закреплена за арбитражными судами.
 
Кроме того, вопросы вызывает также положение ч. 1 ст. 98 Кодекса, допускающее судебное извещение лица путем отправки ему СМС-сообщения или направления вызова по электронной почте. Как говорится в заключении Правового управления ГД РФ, это положение необходимо дополнить последствиями неявки надлежаще образом извещенных лиц в судебное заседание (рассмотрение и разрешение дела без его участия, наложение штрафа и т.п.).
 
С ходом рассмотрения законопроекта можно ознакомиться здесь.