Необоротные "антимонопольные" штрафы ниже минимальных— в судебном порядке

29 января 2013
Конституционный суд постановил, даже минимальный "антимонопольный" штраф противоречит Конституции, если он угрожает имущественному и финансовому положению компании, в адрес которой выставлен штраф, и непропорционален тяжести содеянного.
В суд обратился  Маслянский хлебоприёмный пункт — малое предприятие из Тюменской области, занимающееся хранением фуражного зерна. На нём занято около 20 человек.
 
В разгар засухи в августе 2010 года региональное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) потребовало от заявителя в течение 10 рабочих дней представить сведения о закупочных ценах на зерно, отпускных ценах на муку, а также информацию о своей деятельности на рынке услуг по хранению зерна. Предприятие не отреагировало своевременно на запрос и было оштрафовано на 300 тыс. рублей согласно ч. 5 ст. 19.8 КоАП – минимальный штраф по данной статье.
 
Она гласит, что непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. до 2.5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 10 тыс. до 15 тыс. рублей; на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
 
Арбитражные суды признали действия антимонопольного органа законными и оставили штраф в силе. 
 
В своем обращении в Конституционный суд представители компании отметили, что размер штрафа сопоставим с годовыми расходами компании на газ и электроэнергию или с зарплатой всего коллектива пункта за два месяца. Недифференцированный размер штрафа не позволяет в полной мере учесть все обстоятельства дела: характер правонарушения, размер вреда, степень вины. В результате, как счел заявитель, нарушаются принципы справедливости и соразмерности наказания.
 
Конституционный суд в постановлении от 17 января.2013 г. №1-П отметил, что законодательство не позволяет назначить наказание ниже минимального предела. Но размер штрафа таков, что для некоторых предприятий данная норма становится инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Исходя из этого, суд пришел  к выводу, что оспариваемая норма не позволяет во всех случаях и в полной мере обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. Тем самым, она противоречит Конституции Российской Федерации.
 
КС РФ потребовал внести в КоАП изменения для приведения его в соответствие с настоящим решением. До внесения изменений при назначении штрафа по оспариваемой норме его минимальный размер может быть снижен судом или антимонопольным органом.