Какова эффективность налоговой экономии при применении аутстаффинга?

Налоговая экономия от аутстаффинга достигается, как правило, за счёт применения провайдером упрощённой системы налогообложения (УСН). В соответствии с п.2 ст.346.11 Налогового Кодекса РФ, применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате единого социального налога (ЕСН). При этом, в соответствии с абз.2 этого же пункта, организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ставки ЕСН являются регрессивными (т.е. уменьшающимися с увеличением налоговой базы) и для организаций в большинстве случаев определяются в соответствии с п.1 ст.241 НК РФ:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Налоговая ставка
До 280 000 рублей 26,0%
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 72 800 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 рублей 104 800 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Страховой тариф по обязательному пенсионному страхованию также является регрессивным и для организаций в большинстве случаев определяется в соответствии с пп.1 п.2 ст.22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации":

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Страховой тариф
До 280 000 рублей 14,0%
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 39 200 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 рублей 56 800 руб.

Как видно, налоговая экономия при определённых условиях может достигать 12% от фонда оплаты труда.

Основными препятствиями в применении такого рода налоговой экономии выступают следующие факторы:

  • вероятность признания налоговой выгоды необоснованной;
  • ограничения для применения провайдером УСН - численность персонала не более 100 чел. (пп.15 п.3 ст.346.12 НК РФ) и доходы не более 20 млн.руб. в год (п.4 ст.346.13 НК РФ).

Наиболее характерной судебной практикой при признании налоговой выгоды от применения аутстаффинга необоснованной на данный момент считаются так называемые "тверские решения":

Изучение складывающейся судебной практики, особенно с учётом Постановления Пленума ВАС РФ №53 от 12.10.2006, позволяет сделать вывод, что признание налоговой выгоды необоснованной в большинстве случаев сопровождается доказыванием факта отсутствия деловой цели сделки. При этом сама по себе налоговая экономия не может быть признана деловой целью. Следовательно, риск признания налоговой выгоды необоснованной можно существенным образом уменьшить лишь обоснованием деловой цели заключения договора на оказание услуг по предоставлению сотрудников. Т.е., в обычных условиях такой вид бизнес-процесса должен характеризоваться большей эффективностью, чем прямые трудовые отношения с персоналом, сказывающейся, в конечном итоге, на финансовых показателях деятельности реципиента. В этом свете для реципиента крайне актуальными становятся доводы о преимуществах аутстаффинга по сравнению с прямыми трудовыми отношениями.

Анализируя опыт ведущих рекрутинговых компаний, а также публикации по лизингу персонала в специализированной прессе, можно отметить некоторые преимущества аутстаффинга для клиента (см. Аникин Б.А., Рудая И.Л. "Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджемента: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 228 с.):

Преимущества Способы реализации
Повышение конкурентноспособности Возможность быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка за счёт увеличения и сокращения объёма привлекаемого заёмного труда. Компании не требуется держать в штате "лишних" сотрудников
Сокращение затрат на содержание вспомогательных (обслуживающих) служб Происходит сокращение численности вспомогательных служб (бухгалтерии, отдела кадров, IT) вследствие передачи части объёмов работ этих служб агентству. По этой же причине уменьшаются объёмы работы с налоговой инспекцией и различными фондами, с СЭС
Обеспечение прозрачности бизнеса Лизинг изначально был и остаётся, по сути, одним из самых прозрачных видов бизнеса, где аккуратно платятся предусмотренные законом налоги и отчисления
Улучшение финансовых и экономических показателей Клиент-заказчик может отнести часть операционных затрат на себестоимость. Происходит рост производительности труда вследствие вывода части персонала за штат. В некоторых случаях возможна минимизация налоговых выплат
Улучшение имиджа компании Сокращаются риски возникновения судебных тяжб с персоналом, уменьшается число случаев получения травм на работе, так как часть работников является сотрудниками другой компании
Улучшение кадрового состава основного персонала Появляется возможность отбирать из сотрудников агентства наилучших специалистов для перевода в основной состав, сосредотачивать усилия на развитии своего персонала
Преодоление ограничений штатного расписания Решение проблем развития бизнеса за счёт заказа необходимых услуг у лизингового агентства
Улучшение работы с профсоюзами Появляется возможность вместе с лизинговым агентством выстроить новую, более гибкую схему отношений с профсоюзами

Для предприятия-пользователя (реципиента) важным мотивом привлечения заёмных работников является снижение рисков, возникающих из-за некачественной работы собственной кадровой службы. Эти риски и их возможные последствия:

Риски в работе с кадрами Возможные последствия
Возникновение неэффективной структуры кадров (несоответствие кадров квалификационным требованиям) Снижение качества и объёмов выпускаемой продукции. Срыв сроков выполения заказов. Снижение конкурентоспособности на рынке. Недостижение стратегических целей.
Возникновение конфликтных ситуаций в трудовом коллективе Забастовки, объявления локаутов. Усиление напряжённости в отношениях с Гострудинспекцией, профсоюзами. Судебные издержки. Ухудшение имиджа компании.
Затягивание периода адаптации вновь принятого рабтника в сложившемся коллективе, непрохождение им испытательного срока Снижение производительности труда. Рост травматизма. Дополнительные затраты на поиск нового работника.
Рост текучести кадров Увеличение затрат на поиск, подготовку/переподготовку кадров. Снижение качества и объёмов выпускаемой продукции.
Неполное использование знаний и умений работника Дополнительные затраты на повышение квалификации или поиск и наём на работу дополнительных сотрудников.

Учитывая изложенное, применение аутстаффинга в целях налоговой экономии в большинстве случаев сопряжено с необходимостью привлечения квалифицированного специалиста по данной проблеме.

Антон Стружков
6 Июня 2007