Эскимо – всегда эскимо?

25 июня 2021
Роспатент отказал в регистрации товарного знака, содержащего слово «эскимо», хотя заявитель настаивал на значительных различиях заявленного и противопоставленного товарного знака.
Коллегия Роспатента рассмотрела возражение об отказе в государственной регистрации товарного знака, который представляет собой комбинацию изображения (шоколадное мороженое) и слова «Эскимо» чёрным шрифтом, оба элемента расположены на белом фоне. Предоставление правовой охраны товарному знаку испрашивалось в отношении перечисленных услуг 43 класса МКТУ: «закусочные; информация и консультации по вопросам приготовления пищи; кафе; кафетерии; прокат кухонного оборудования; рестораны; рестораны самообслуживания; услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом, и другие».
 
Роспатент отказал в регистрации, указав в числе причин, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с другим комбинированным товарным знаком. Противопоставленный товарный знак состоит из графического элемента в виде коричневого прямоугольника и слов «О эскимо» белым шрифтом внутри, разделенных символическим силуэтом мороженого, который напоминает восклицательный знак после символа «О». Роспатент отметил, что словесный элемент «Эскимо» является неохраняемым, поскольку указывает на свойства и назначение продукта. Заявитель в мае 2021 года направил в Роспатент возражение.
 
Доводы возражения, в частности, были следующими:
- использование неохраняемых элементов в комбинированном обозначении не нарушает исключительных прав на товарные знаки других лиц. Словесный элемент «Эскимо» не занимает в заявленном обозначении доминирующего положения;
- согласно Толковому словарю под редакцией Д.Н. Ушакова термин «эскимо» обозначает мороженое в шоколаде;
- неохраняемые элементы товарного знака не могут являться основанием, определяющим наличие или отсутствие сходства до степени смешения товарного знака, и обуславливать угрозу их смешения потребителями;
- заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак не являются сходными до степени смешения, не ассоциируются друг с другом в целом. В противопоставленном товарном знаке в связи с разделением частей «О» и «эскимо» подразумевается небольшая пауза, что предполагает фонетические различия между товарными знаками.
 
На коллегии, состоявшейся 22 июня 2021 года, Роспатент отметил, что при оценке на тождество и сходство оценка сходства сравниваемых обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого, в том числе с учетом неохраняемых элементов. Вывод о сходстве делается на основе восприятия не отдельных элементов, а товарных знаков в целом.
 
Сопоставление упомянутых изображений показало, что присутствует совпадение большинства признаков, по которым определяется сходство изобразительных обозначений, таких как:
- сочетание цветов и тонов (бело-коричневые цвета);
- вид и характер изображений (стилизованные изображения определенного глазированного мороженого на палочке – Эскимо);
- смысловое значение (мороженое Эскимо);
- композиционное построение изображений. Восприятие приводит к возникновению одних и тех же образов у потребителя: мороженое «Эскимо».
 
Нюансы в графическом оформлении мороженого «Эскимо» не приводит к отсутствию сходства между сравниваемыми обозначениями, поскольку, как указывалось выше, образы, порождаемые сравниваемыми обозначениями, одинаковы и не требуют домысливания. В регистрации товарного знака было вновь отказано.