Бутылку HEINZ зарегистрировали как объёмный товарный знак

24 мая 2021
Первую попытку зарегистрировать «фирменную» бутылку для кетчупа и майонеза компания Х. Дж. Хайнц Компани Брендс ЛЛС (США) сделала в 2018 году, но получила отказ. В январе 2021 года компания подала возражение.
В возражении, в частности, указывается, что в качестве товарного знака было заявлено объемное обозначение, представляющее собой бутылку с крышкой. На донышке бутылки расположены повторяющиеся цифровой элемент «57» и словесный элемент «HEINZ». На крышке бутылки расположены в три уровня словесный элемент «HEINZ», цифровой элемент «57» и словесный элемент «VARIETIES», которые заключены в фигурную рамку. Роспатент в марте 2020 года отказал в регистрации товарного знака. Причина отказа заключается в том, что доминирующее положение в обозначении занимает неохраноспособный элемент - ёмкость для пищевых продуктов, форма которой не обладает различительной способностью.

В своём возражении заявитель отмечает, что форма заявленного объёмного обозначения не является типичной формой бутылки для заявленных товаров (майонез, кетчуп). Далее, она не обусловлена исключительно функциональным назначением товара и является охраноспособным элементом. Форма бутылки имеет ряд особенностей дизайна и конструкции, в результате чего она ясно различима потребителями и воспринимается ими как товарный знак заявителя. В подтверждение своих доводов компания предоставила ряд доказательств.

Рассматривая возражение на заседании 20 мая 2021 года, коллегия отметила, что при оценке объемных обозначений на предмет их различительной способности основным является вопрос о том, обусловлена ли форма бутылки только функциональным назначением или является следствием оригинального исполнения, придающего обозначению различительную способность.

Наличие круглой, открывающейся вверх крышки, наличие с фронтальной стороны бутылки двух выступов типа «ушки», расположенных ближе к крышке емкости, а также дугообразные накатные валики, расположенные ближе к донышку бутылки с двух ее сторон и прозрачность самой бутылки не являются особенностью исключительно бутылки заявителя, напротив, являются общеупотребимыми элементами для данной категории товаров. Наличие данных элементов обусловлено исключительно функциональным назначением.

А вот словесный элемент «HEINZ», цифровой элемент «57», расположенный на донышке и крышке бутылки, изобразительный элемент в виде фигурной рамки, расположенный на крышке бутылки – являются оригинальными. Так как они занимают в обозначении доминирующее положение, то в целом заявленное обозначение является оригинальным и отличает товары заявителя от аналогичных товаров иных лиц.

Роспатент удовлетворил возражение и зарегистрировал товарный знак.