“Хайнекену” отказали в регистрации товарного знака в виде бутылки с надписью “1978”

28 сентября 2020
Данный вывод содержится в решении от 25 сентября 2020 г. по делу N СИП-315/2020.
Суд по интеллектуальным правам рассмотрел заявление ООО "Объединенные Пивоварни Хейнекен" о признании недействительным отказа Роспатента о предоставлении правовой охраны товарному знаку. Спорный товарный знак представляет собой изображение упаковки (бутылки), в середине которой выполнен овал и цифровой элемент "1978".

Возражение общества основывалось на том, что данное обозначение обладает различительной способностью.  Данное обозначение заявлено на регистрацию в отношении товаров 32-го класса МКТУ "аперитивы безалкогольные; вино ячменное [пиво]; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды газированные; воды минеральные [напитки]; воды столовые; квас [безалкогольный напиток]; коктейли безалкогольные; коктейли на основе пива; лимонады; напитки безалкогольные", и другие аналогичные товары.

СИП напомнил, что к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, простые геометрические фигуры, линии, числа; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, общепринятые наименования, сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар и так далее.

В результате анализа заявленного обозначения Роспатент верно установил следующее. Комбинация изобразительного элемента в виде овала желтого цвета с цифрами "1978", размещенная в центральной части упаковки (бутылки), не обладает различительной способностью, так как представляет собой сочетание простой фигуры (овала), цвета (желтый) и цифрового элемента, воспринимаемого как дата основания предприятия заявителя. Как правильно отметил Роспатент, указанные элементы сами по себе не являются оригинальными и запоминающимися потребителями, в связи с чем не обладают различительной способностью и не могут индивидуализировать товары 32, 33-го классов МКТУ.

Пространственное расположение цифр на овале желтого цвета, размещенном в центральной части упаковки товара, не может индивидуализировать товар, поскольку не способно акцентировать на себе внимание потребителя, так как смещение этих элементов останется незамеченным для потребителя.

Роспатент верно указал, что при этом использование этикеток желтого цвета овальной формы и размещение их в центральной части бутылок является традиционным и используется не только заявителем, но и другими производителями. С учетом изложенного, Роспатент пришел к правомерному выводу о том, что заявленное обозначение не обладает набором признаков, необходимых и достаточных для запоминания его потребителями как обозначения, отличающего товары заявителя от аналогичных товаров иных лиц, и, следовательно, не обладает различительной способностью.

Общество представило в суд следующие дополнительные документы в обоснование довода о том, что активное использование им заявленного обозначения до даты (16.01.2018) приоритета подтверждает приобретение этим обозначением дополнительной различительной способности: скриншоты публикации о награждении пива "Жигулевское 1978" премией "Товар года 2017" и справку об объемах отгрузок и затрат на продвижение бренда "Жигулевское 1978".

Судебная коллегия критически относится к указанным доказательствам и считает их ненадлежащими доказательствами в обоснование приведенного обществом довода о приобретении заявленным обозначением дополнительной различительной способности в результате его активного использования.

Суд также не может признать достаточной длительность использования обществом заявленного обозначения (около двух лет). При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что, как было указано ранее, даже такой период и интенсивность (объемы реализации, территория, размер инвестиций) использования документально обществом не подтверждены.

СИП отказал в удовлетворении заявления Обществу.