Семечки «От Мартина» - общеизвестный товарный знак

31 января 2020
Суд по интеллектуальным правам вынес решение по данному товарному знаку 30 января 2020 года, дело № СИП-458/2019.
ООО «МАРТИН» оспаривало отказ Роспатента признать общеизвестным в РФ комбинированное обозначение со словесным элементом «От Мартина» и требовало обязать Роспатент зарегистрировать указанное обозначение в отношении товаров 29 класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее – МКТУ) «семена обработанные; семена подсолнечника обработанные». 

Общество предоставило пакет документов, список которых включал 23 пункта, чтобы подтвердить общеизвестность заявленного обозначения на территории Российской Федерации. В список документов, в частности, входила справка о длительности использования обозначения, сертификаты и декларации для продукции с обозначением «От Мартина», реестр договоров франчайзинга, справка об объемах производства, фотографии коробок и упаковок продукции, фотографии наград за участие в выставках и конкурсах, фотографии транспортных средств, с нанесенными рекламными материалами, справка об объемах продажи товаров, маркированных обозначением «От Мартина» за период с 2009 по 2017 года с разбивкой по годам и видам семечек, реестр договоров с федеральными торговыми сетями, справка о территории реализации товаров, маркированных комбинированным обозначением «От Мартина», реестры договоров на рекламу товара и другие документы.

Отказывая в признании товарного знака общеизвестным, Роспатент, в частности, отметил, что договоры поставки и товарные накладные, представленные в подтверждение фактов введения соответствующей продукции в гражданский оборот, сами по себе не позволяют установить те или иные определенные объемы реализованной продукции, в том числе в денежных суммах. В свою очередь, представленные в справках заявителя сведения об объемах реализации продукции, как следует из оспариваемого решения, не являются документами строгой финансовой отчетности и исходят только от заявителя, то есть являются исключительно декларативными и не подтверждаются какими-либо объективными данными.

Суд по интеллектуальным правам отметил, что, как указано в пункте 2.2 Пояснительных примечаний к Рекомендации ВОИС, компетентный орган не может настаивать на представлении каких-либо специальных критериев. Выбор представляемой информации оставлен на усмотрение стороны, испрашивающей охрану. Роспатент не учел, что в силу положений статьи 6.bis Парижской конвенции и принятых резолюций AIPPI (Международной ассоциации по охране интеллектуальной собственности) общеизвестным товарным знаком признается знак (обозначение), известный большой части тех лиц, которые вовлечены в производство или использование соответствующих товаров/услуг, и который очевидным образом ассоциируется с такими товарами/услугами, как происходящими из определенного источника. Таким образом, принимая во внимание содержание норм международного права и норм национального российского права, можно сделать вывод о том, что общеизвестность товарного знака должна определяться не в отношении конкретного производителя, который может и не являться правообладателем товарных знаков (обозначений) и/или лицом, вводящим товар в гражданский оборот и обеспечивающим его доведение по потребителя, а в отношении субъекта, воспринимаемого потребителями в качестве источника происхождения товаров под заявляемым на регистрацию обозначением.

Кроме того, Роспатент оставил без внимания тот факт, что пользователям по договорам коммерческой концессии лишь предоставлено право использовать товарные знаки и техническую документацию, разработанную обществом «МАРТИН». При этом сам административный орган в оспариваемом решении делает вывод, что в материалы дела представлены доказательства того, что заявитель осуществляет контроль за производством пользователями продукции с обозначением «От Мартина». Кроме того, Роспатент не дал оценку тому, что информация об изготовителе продукции в виде буквенного кода предприятия-изготовителя и расшифровки с указанием наименования и адреса производства, размещена на каждой пачке товара в соответствии с требованием законодательства России (ГОСТ и ТР ТС), при этом на упаковке также содержится информация о том, что производство продукции осуществляется под контролем общества «МАРТИН» и оно же является уполномоченным лицом на принятие претензий от потребителей.

При неподтвержденности объема продаж продукции и доли, приходящейся на соответствующую продукцию заявителя, Роспатенту необходимо было оценить, повлияло ли данное обстоятельство на известность обозначения с учетом представленных компаний иных доказательств интенсивного использования заявленного обозначения «От Мартина» на территории Российской Федерации.

Суд по интеллектуальным правам пришёл к выводу, что представленные обществом «МАРТИН» документы и сведения не получили полную и всестороннюю оценку, что могло привести Роспатент к неверному выводу об отсутствии документов, достаточных для подтверждения общеизвестности заявленного обозначения.

В рамках восстановления нарушенных прав и законных интересов общества суд счёл необходимым обязать Роспатент повторно рассмотреть заявление истца с учетом настоящего решения и вынес решение взыскать с Роспатента госпошлину в размере 3000 рублей.