Подача уточнённой декларации после проверки

26 декабря 2016
Если уточненные налоговые декларации предоставлены после проведения налоговой проверки, но до вынесения решения по ней, то налоги и санкции можно доначислить на основании указанных деклараций, до вынесения решения по проверке.
 В Определении Верховного суда N 305-КГ16-6003 изложены материалы дела, в котором индивидуальный предприниматель подал уточненные декларации после окончания налоговой проверки, но до вынесения решения, и ему были доначислены налоги на основании деклараций. 

Верховный Суд РФ поддержал решение налогового органа и решил, что уточнённая налоговая декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения налоговым органом решения, может представлять собой форму информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки.
    
В период после проведения выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ней предприниматель представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации. По итогам изучения этих деклараций и документов к ним налоговым органом принято решение о доначислении предпринимателю сумм налогов.
 
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным этого решения, ссылаясь на нарушение налоговым   органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку увеличение суммы взыскиваемых налогов осуществлено не на основании материалов выездной налоговой проверки, а в ходе дополнительных проверочных мероприятий при изучении представленных предпринимателем уточненных налоговых деклараций и приложенных к ним документов.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что предпринимателем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении налоговым органом при вынесении решения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Судебная коллегия Верховного  Суда  Российской  Федерации  отменила постановление арбитражного суда округа и оставила в  силе  решение   суда
первой  инстанции  и  постановление  суда  апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Согласно п. 6 ст. 101 НК  РФ  после  окончания  налоговой   проверки руководитель    (заместитель    руководителя)          налогового органа,
рассматривающий материалы данной  проверки,  вправе  принять    решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Осуществление такого  права  связано  прежде  всего   с   получением     дополнительных доказательств по обстоятельствам, уже  установленным  в  ходе   проверки. Данное право не может быть  противопоставлено  праву  налогового   органа провести дополнительную налоговую проверку скорректированных сведений по уточненной налоговой декларации по основанию,  предусмотренному   абзацем шестым п. 10 ст. 89 НК РФ.

При этом НК РФ не содержит запрета на подачу  уточненных   налоговых деклараций за соответствующий  налоговый  период  в  случае   назначения,
проведения или окончания выездной налоговой  проверки  данного   периода. Отсутствует запрет на подачу уточненной  налоговой  декларации  и   после принятия решения  по  результатам  указанной  проверки.   Соответственно, данному праву налогоплательщика на предоставление  уточненной   налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку.

Налоговый  орган,  завершив  выездную  налоговую  проверку,   должен обладать всей полнотой информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществленной в проверенном периоде (включая сведения о доходах и расходах по соответствующим налогам).

Таким образом, уточненная налоговая декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения инспекцией решения, может  представлять  собой  форму  информирования  налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа   по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки. Молодые куртизанки читать

Поэтому при представлении  уточненной  налоговой  декларации   после окончания выездной налоговой проверки, но до  принятия  решения  по   ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых  сведений   вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля,   руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ, либо, вынося решение  без  учета  данных   уточненной налоговой декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных. При  этом налогоплательщику была предоставлена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Таким образом, ВС РФ счёл, что налоговым органом не допущено существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.