Налог на имущество не начисляется с момента сноса здания

26 сентября 2018
ФНС направила в свои подразделения письмо от 24 сентября 2018 г. N БС-4-21/18577@, которым информировала об изменении порядка администрирования налога на имущество организаций в связи с рассмотрением в Верховном Суде дела о налогообложении снесённого объекта недвижимости. Налог пытались начислить с момента сноса до момента внесения информации о сносе в реестр.

Так, Определением Верховного Суда РФ от 20 сентября 2018 г. N 305-КГ18-9064 установлено, что законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, признаваемых объектами основных средств.

Резолютивная часть определения была объявлена 19 сентября 2018 г. В Определении, в частности, указывается, что по результатам камеральной налоговой проверки Обществу был доначислен налог на имущество в сумме 3 042 669 рублей, начислены соответствующие суммы пеней. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать данный ненормативный правовой акт недействительным.

Апелляционные суды оставили решение без изменения. Истец направил жалобу в Верховный Суд. ВС отметил, что Общество являлось собственником административного здания. В связи со сносом здания в Единый государственный реестр прав на недвижимость и сделок с ним внесена запись от 24.09.2015 о прекращении права собственности и ликвидации объекта с данным кадастровым номером.

Налог на имущество исчислен обществом и уплачен в бюджет за 9 месяцев 2015 года с учетом того, что фактический снос здания и его списание с бухгалтерского учета состоялось 15.04.2015.

По мнению налогового органа, несмотря на ликвидацию объекта недвижимости, налог на имущество подлежал исчислению до момента исключения сведений о здании из государственного реестра, то есть за весь отчетный период 9 месяцев 2015 года.

ВС РФ отметил, что судами не учтено следующее.

Законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому, признаваемых частью активов налогоплательщика - объектами основных средств.

Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.

Суды не приняли во внимание, что право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. В случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.

То обстоятельство, что по состоянию на 15.04.2015 спорное здание физически не существовало, налоговым органом не оспаривалось ни в ходе проведения налоговой проверки, ни в рамках судебного разбирательства. Достоверность составленного кадастровым инженером акта не опровергнута.

Экономколлегия постановила отменить предыдущие судебные решения и удовлетворить требования Общества об отменен налога.