Законодательство, авиамоделирование и дроны

30 декабря 2015
Совет Федерации 24 декабря 2015 года одобрил изменения в Воздушный кодекс России (ВК), но представители сферы авиамоделирования просят президента не подписывать закон. Изменения касаются беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые нужно будет сертифицировать и регистрировать в случае, если их взлетная масса превышает 250 г.
Официально история кейса началась 21 июня 2014 года в Сыктывкаре, когда владелец бизнеса по доставке грузов беспилотниками, основанного в 2013 году, организовал первую коммерческую доставку пиццы по воздуху. Беспилотник за полчаса принес заказ клиентам местной пиццерии на центральную городскую площадь.

Владелец дрона в сентябре 2014 г. получил штраф за полет без уведомления и лицензии. Региональный мировой судья указал, что полет был выполнен без разрешения на использование воздушного пространства класса С и без соответствующего плана полета. К воздушному пространству этого класса относится высота в пределах 1500 м и расстояние в 30 км от контрольной точки местного аэропорта.

Владелец дрона указал, что договор на перевозку он заключал как физическое лицо, поэтому законодательство, регулирующее субъектов хозяйствования, к нему не относится. Указал и на то, что Ространснадзор возбудил дело против него 24 июня, а опубликовал документ о нарушении 14 августа, выйдя за пределы месячного срока административного расследования, установленного ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ.

Оператор коптера отметил также, что он не является пользователем воздушного пространства, т.к. по ст. 11 Воздушного кодекса использованием такого пространства считаются действия, которые могут нести угрозу воздушному движению – пуск ракет, высотное строительство или, например, взрывы. Запуск квадрокоптера, не поднимающегося выше 100 м, к таким отнести нельзя.

Сыктывкарский городской суд в своем решении, принятом в декабре 2014 года, обобщил данные о беспилотных летательных аппаратах: типичные модели используются для съемки фото и видео или для ближних полетов, могут поднимать до 3 кг груза, весят от 1 до 4 кг. Судья отметила, что от лицензирования освобождены сверхлегкие аппараты весом ниже 495 кг в силу ч. 4 ст. 61 Воздушного кодекса.
 
Также было признано, что закон 99-ФЗ действительно применим для юрлиц и ИП, а не для граждан, в силу положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства от 5 мая 2012 года № 457.
 
Кроме того, ранее была принята "Национальная технологическая инициатива" — президентская программа, направленная на то, чтобы выявить потенциально значимые технологические отрасли будущего, где российские компании могли бы вырасти в глобальных игроков. В рамках данной программы в 2015 году при участии Агентства стратегических инициатив была разработана "дорожная карта" по развитию бизнеса с применением беспилотников – AeroNet. Впоследствии она была одобрена президиумом Совета при президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.
 
Поправки, принятые 24 декабря Госдумой и направленные Президенту РФ, противоречат дорожной карте. Кроме того, представители Федерации авиамодельного спорта отмечают, что сертификация и регистрация сейчас невозможна, так как нет процедуры, не написаны сертификационные требования.  Теперь авторы дорожной карты AeroNet, где прописан сценарий развития отрасли БПЛА в России, просят президента предотвратить отраслевой коллапс, для чего президенту направлено письмо с просьбой не подписывать указанный закон.