ВАС разъяснил вопросы применения НДС

30 июня 2014
На сайте Высшего Арбитражного Суда РФ опубликовано постановление ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".
Постановление обобщает судебную практику по разрешению споров, связанных с применением главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.
 
Так, в документе отмечается, что согласно п. 3 ст. 45 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на льготу по НДС, должны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие, что объем полученной ими выручки не превышает предельный размер, установленный п. 1 ст. 145 Кодекса.
 
При толковании данной нормы судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение. Последствия нарушения срока уведомления законом не определены. В силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.
Поэтому лицам, фактически использовавшим льготу, не может быть в ней отказано только по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов. Аналогичный подход используется и при продлении права на льготу.
 
Также указывается, что при разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения ст. 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренная данной статьей льгота обусловлена нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем операций по данному налогу. Поэтому поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны.
 
Далее, в подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога либо льготников по НДС перечислить в бюджет НДС в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
 
Однако обязанность по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов. На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, указанный в счете-фактуре. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 Кодекса не предусмотрена.
 
Постановление также содержит разъяснения по вопросам определения объекта налогообложения и налоговой базы по НДС, определению налоговой ставки и применению налоговых вычетов.
 
Отметим, что важные разъяснения касаются вычетов НДС по строительным работам. Так, на основании абзаца первого п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства основных средств.