Законопроект об ответственности конечных бенефициаров компаний прошел первое чтение
22 февраля 2013
На вечернем пленарном заседании Госдумы 22 февраля 2013 г. принят в первом чтении проект Федерального Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
Одна из ключевых новелл законопроекта — введение понятия "бенефициарного владельца" в ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц), самостоятельно или совместно со своими связанными (аффилированными) лицами имеет возможность определять действия (решения) клиента.
Налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и в арбитражном суде иски о взыскании убытков, причиненных Российской Федерации, и привлечении к субсидиарной ответственности учредителей (участников), собственника имущества юридического лица или других лиц, которые давали обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом определяли его действия, которые повлекли возникновение убытков в связи с неуплатой налогов и других обязательных платежей, неисполнением денежных обязательств перед Российской Федерацией.
В ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" вносится дополнение, согласно которому правоохранители получат право наводить справки в кредитных организациях по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, счетам и вкладам физических лиц. Запрос может быть сделан по решению суда, в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого и особо тяжкого преступления.
В ст. 174 ч. 2 Налогового кодекса РФ вносится дополнение, согласно которому лица, не являющиеся плательщиками НДС или "льготники" по НДС, обязаны в случае выставления ими счета-фактуры с выделением суммы налога представить в налоговые органы декларацию в электронном виде в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим. Эта обязанность действует и при осуществлении указанными категориями плательщиков предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров.
В заключении Комитета по финансовому рынку, подготовленном после первого чтения законопроекта, указано, что в настоящее время нет четких механизмов раскрытия бенефициарных владельцев. Комитет, ссылаясь на экспертное сообщество, указывает, что возможная реализация указанных требований может проходить на этапе государственной регистрации юридических лиц, когда учредители юридических лиц будут обязаны сами раскрывать все цепочки бенефициаров и контролирующих лиц регистрационному органу, с последующим раскрытием данных сведений вместе со сведениями из ЕГРЮЛ.
Кроме того, Комитет отмечает целесообразность введения ряда исключений, когда обязанность по раскрытию бенефициаров не возникает (например, в отношении государственных компаний и корпораций, публичных компаний, а также компаний, во владении которых ни одно из физических лиц не имеет более 25% капитала, и т.д.).