Госзакупки на основании закона 223-ФЗ: решение или проблема?

26 декабря 2011
С нового года вступает в силу Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон №223).
Закон затрагивает государственные унитарные предприятия, государственные автономные учреждения, а также хозяйствующие субъекты, доля госучастия в которых составляет более 50%.
 
Каждая обозначенная компания должна разработать собственное положение о закупках и до 1 апреля 2012 года разместить на своем сайте, а с 1 июля 2012 года — на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru. Кроме этого предусматривается, что заказчики обязаны будут размещать планы закупок не менее, чем на один год. Ежемесячно заказчик должен публиковать на сайте zakupki.gov.ru сведения об общем количестве и стоимости заключенных договоров, в том числе по результатам закупки у единственного поставщика. Если положение не разработано и не опубликовано в установленный срок, заказчик до момента его утверждения обязан закупать товары, работы и услуги по правилам, установленным Федеральным законом № 94 от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-94).
 
В дальнейшем Закон №223 должен заменить ФЗ-94 и затронуть закупки госсектора, которые сейчас практически не регулируются: закупки компаний с государственным участием, предприятий ЖКХ, естественных монополий.

Почти идентичны с ФЗ-94 правила извещения участников о планируемой закупке. Так, в случае, если закупка проводится в форме аукциона, участники соревнуются по единственному параметру – цене, а  при проведении конкурса заказчик вправе установить комплекс параметров одинаковой или разной степени значимости для заказчика вместе с критериями оценки и сопоставления заявок.
 
В то же время Закон №223 несколько лояльнее к заказчикам в части срока и некоторых требований. Так, например, извещение о проведении конкурса может быть размещено не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок (в отличие от предусмотренного ФЗ-94 30-дневного срока). В случае внесения изменений в извещении о проведении конкурса, заказчик по Закону №223 обязан предоставить участникам не менее 15 дней для участия в конкурсе на новых условиях, а согласно ФЗ-94 – не менее 20.

Отметим, что ч. 3 ст. 3 Закона №223 гласит, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
 
"Данная норма фактически аннулирует закон как таковой, — считает Анастасия Котельникова, руководитель практики "Государственные закупки" Юридического Центра "Глосса". — На ее основании заказчик может установить такой порядок закупки, который позволит ему обходиться без всяких торгов. Например, он может просто разместить на сайте сообщение о том, что он нуждается в определенных товарах (работах, услугах) на определенных условиях и ждет предложений заинтересованных лиц. Поступившие предложения он рассмотрит как оферты и сделает акцепт. Без комиссий и заседаний. Кроме того, одним из способов закупки можно сделать закупку у единственного поставщика, установив при этом любую предельную сумму. Например, указать в положении о закупке, что контракты с ценой до 10 млн руб. заключаются с единственным поставщиком, и не проводить торги".